Важная информация

В этом разделе Международная Ассоциация Яхтенных Капитанов собирает для Вас важную и полезную информацию.

 

ЕВРАЗИЙСКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ СУДОВОДИТЕЛЕЙ 

                                                 ЦЮРИХ 2015

   ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – СУДОВОДИТЕЛЬ

ПАРУСНО-МОТОРНОГО СУДНА    …………………………….....

Термины, определения и используемые сокращения………..   4

Нормативные международные документы ……………………   9

Сокращения………………………………………………………...  11

Область и цели применения стандарта…………………………  11

  1. I.               Общие сведения………………………………………….  12
  2. II.            Описание функций………………………………………  13
  3. III.         Характеристика обобщенных функций………………  14

3.1  Капитан парусно-моторного судна  до 100 тонн водоизмещения, без ограничения парусности и района плавания……  14

3.2  Судоводитель парусно-моторного судна до 60 тонн водоизмещения и до 150 кв. метров парусности…….  20

3.3   Шкипер парусно-моторного судна до 40 тонн водоизмещения 80 кв. метров парусности…………………………………..  26

 

Сведения о разработчиках………………………………………..   31

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

 СУДОВОДИТЕЛЬ  ПАРУСНО- МОТОРНОГО СУДНА

(ДО 100 ТОНН ВОДОИЗМЕЩЕНИЯ)

(далее в тексте- СУДОВОДИТЕЛЬ)

Регистрационный номер 1028-р

 

(1) Профессиональный стандарт создан на основе РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31 марта 2014г. № 487-р Москва                                                  (п/п Д. Медведев)

(2) Профессиональный стандарт оформляется в соответствии с методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»).

Термины, определения и использумые сокращения

Автономность -  длительность плавания судна  без пополнения запасов топлива, воды, продовольствия  и расходных материалов, не относящихся к движению, а также без смены личного состава

Акватория -  участок водной поверхности, ограниченный естественными, искусственными или условными границами

Антициклон - область высокого атмосферного давления с движением воздуха вокруг ее центра

Ахтерштевень - кормовая оконечность судна, элемент набора корпуса.  

Бакен -  плавучий навигационный знак, установленный на якоре.

Балласт -  груз, размещаемый внутри или снаружи корпуса судна, обеспечивающий его необходимую остойчивость и осадку.

Бар — 1. Наносная мель в прибрежной зоне.    2. Единица давления, приблизительно равная 1 атмосфере.

Бейдевинд — курс паручного судна, при котором диаметральная плоскость судна по отношению к направлению ветра, меньше 90 градусов. Выделяют полный и крутой бедевинд

Бриз — прибрежный ветер на побережье морей и озер, меняющий свое направление в течении суток. Направление бриза меняется дважды в сутки: дневной (или морской) бриз дует с моря на побережье. Ночной (или береговой) бриз имеет обратное направление.

Буй — плавучий навигационный знак

Ватерлиния — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом судна

Веха — плавучий навигационный знак.  Ограждает опасности и указывает стороны фарватера

Видимый  горизонт - наблюдаемая в море круговая линия, отделяющая в глазах наблюдателя видимое им небо от морской  поверхности. 

Водоизмещение – количество воды, вытесненной плавающим судном. Водоизмещение бывает объемным и массовым. Объемное водоизмещение равно объему подводной части корпуса ниже ватерлинии, включая выступающие части (рули, винты и т.п.). Оно зависит от плотности воды. Тонна водоизмещения равна примерно 35 кубическим футам морской или пресной воды. Массовое водоизмещение равно массе всего судна и находящихся на нем грузов, включая   судовые запасы, жидкий и твердый балласт. Порожнее водоизмещение - масса  построенного судна с оборудованием, механизмами и установками, не включающая вес горючего, масел или воды, находящихся в них, за исключением тех, которые необходимы по техническим условиям или не могут быть удалены из цистерн (мертвый запас).

Гавань — прибрежная стоянка судов, защищенная от ветра.

Галфвинд — курс парусного судна, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет около  90 градусов

Галс — направление ветра относительно корпуса парусного судна.  Правый галс — ветер в правый борт левый – в левый борт

Глиссирование — режим движения, при котором корпус судна поддерживается на поверхности воды только за счет гидродинамических сил.

Дальность плавания — максимальное расстояние, которое может пройти  судно в открытом море  без дозаправки топливом и рсхолдными материалами.  Устанавливается на ходовых  испытаниях и рассчитывается  различных скоростей судна ( максимальной скорости,  экономичной и т.д.).

Девиация магнитного компаса — отклонение показателей компаса, связанное с действием собственного магнитного поля судна.

Дедвейт – полная грузоподъемность судна,  равна массе всех грузов, которые может принять судно. В дедвейт входит масса полезного (коммерческого) груза (чистая грузоподъемность – карго-дедвейт) и  судовые запасы – топливо, продовольствие и т.п.   Дедвейт + порожнее водоизмещение = водоизмещению судна.

Диаметральная плоскость судна — вертикальная воображаемая плоскость, проходящая через форштевень и ахтерштевень судна

Дифферент  судна – наклон судна в продольной плоскости, измеряемый в градусах. В эксплутационных условиях дифферент часто оценивают величиной разности между осадками судна кормой и носом в метрах.

Дифферент — наклон корпуса судна  в продольной вертикальной плоскости относительно поверхности воды.

Дрейф — снос судна относительно курса  следствии воздействия ветра, но без учета течений.

Истинный курс - направление продольной оси судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью истинного меридиана и носовой частью продольной оси судна (по часовой стрелке от 0° до 360°) 

Истинный  пеленг - горизонтальный угол в плоскости истинного горизонта наблюдателя между северной частью истинного меридиана наблюдателя и направлением из точки наблюдения на объект (по часовой стрелке от 0° до 360°) 

Кабельтов — 185,2 м   —   1/10 морской мили.

Каботаж – плавание судна между портами одного государства в пределах одного моря – малый каботаж или разных морей – большой каботаж.

Кардинальная система — система установки морских навигационных знаков ограждения опасностей относительной сторон  света.

Карты генеральные - морские навигационные карты масштаба 1:5.000.000 ÷ 1:500.000, как правило, для выполнения предварительной прокладки пути судна 

Карты путевые - морские навигационные карты масштаба 1:500.000 ÷ 1:100.000, служащие для обеспечения плавания судна вблизизи  побережий и в открытом море.

Карты частные - морские навигационные карты масштаба 1:75.000 ÷ 1:50.000, служащие для обеспечения плавания вблизи берегов,  в стесненных навигационных условиях и в узкости.

Компас- морской прибор измеряющий курс судна. 

Корма — задняя оконечность судна.  Транец — плоский срез на корме

Кильватер — строй судов, следующих друг за другом по одной линии

Кокпит — открытое пространство на верхней палубе для работы экипажа парусного судна

Комингс — водонепроницаемый порог при входе в рубку или каюту.

Компасный курс — курс судна, котрый явялется  горизонтальным углом между северной частью компасного меридиана компаса и носовой частью продольной оси судна (по часовой стрелке от 0° до 360°).

Курс судна — угол между направлением на север и диаметральной плоскостью судна (по часовой стрелке от 0° до 360°).

Курсовой угол- горизонтальный угол в плоскости истинного горизонта наблюдателя между диаметральной плоскостью  судна (ДП судна) и направлением из точки наблюдения на объект (от 0 до 180 градусов правого и левого борта )

Лавировка — на парусных судах движение к намеченной точке против ветра, путем постоянного изменения курса и  галсов.

Лагом швартовка — швартовка борт к борту.

Латеральная система — навигационная система установки навигационных знаков. Используется, как правило, для\ ограждения фарватеров, морские и речных канолов, судового движения на реках.

Левентик — для парусных яхт — положение носом против ветра, когда ветер по отношению к судну дует практически точно спереди. Парусное судно идти против ветра не может, поэтому «левентик» не является курсом, правильно говорить «положение левентик»

Ледовый класс (ледовая категория) -  уровень ледовой прочности, при которой судно может выдерживать ледовые нагрузки при плавании  во льдах. Суда классов УЛА и УЛ могут самостоятельно плавать в арктических морях в навигационный период.

Лоция — раздел судовождения. Включает условия плавания на внутренних водных путях и в оьткрытом море, в частности  систему навигационного оборудования морей, принятые условные обозначения и сокращения на морских картах и правила пользования ими, а также информацию, которая дополняет и расширяет знания судоводителей об условиях и обстоятельствах плавания в конкретных районах. Лоциями также называются навигационные пособия для отдельного района плавания

Магнитное склонение – угол  между северной частью истинного и северной частью магнитного меридианов (от 0° до 180°). Величина изменения магнитного склонения за один год указывается на навигационных картах. 

Меридиан- большая полуось на поверхности Земли проходящая через точки Севера и Юга.

Меридиан гринвичский - меридиан, проходивший через ось главного телескопа прежней Гринвичской обсерватории в предместье г. Лондон (Великобритания) 

Меридиан истинный - меридиан, проходящий через место наблюдателя 

Миля морская — длина дуги меридиана планеты Земля в 1 градус. Из-за разности широт в разных местах планеты, имеет разные значения. Международным значением принято расстояние в 1852 метра.

Мореходная астрономия -  раздел практической астрономии, предметом которой явялется  способы определения места судна  по небесным светилам и навигационным искусственным спутникам Земли

Навал — соприкосновение корпуса с причалом или  другим судном. Является нацигационной аврией.

Навигация - основной раздел судовождения, включающий  теорию и практические методы вождения судов на внутренних водных путях и в открытом море

Навигационные морские планы - морские навигационные карты масштаба 1:25.000 ÷1:1.000, служащие для обеспечения входа в порты, гавани, на рейды; плавания на акватории этих районов и постановки на якорь 

Обсервация — определение местоположения судна по внешним ориентирам (небесные светила, маяки и т.д.)

Оверштаг — для парусных судов смена галса с пересечением линии ветра носом.

Осадка судна – углубление корпуса судна в воде носовой, кормовой или средней частью корпуса. Различают объявленную осадку – максимальную осадку судов, при которой они принимаются портом и проходную осадку – максимальную осадку при которой судно может пройти по фарватеру.

Остойчивость — способность судна, выведенного из положения равновесия под действием внешних сил, возвращаться в первоначальное положение.

Пеленг — горизонтальный угол между северной частью меридиана  наблюдателя и направлением из точки наблюдения на ориентир или объект. Иизмеряется по часовой стрелке от 0 до 360 градусов.

Путевой угол- угол между направлением на Север и движением судна относительно Земли.

Реверс — изменение направления действия на противоположное.

Рейд — открытая прибрежная часть водного района. Рейд предназначен для стоянки судов на якорях или буях и швартовных бочках.

Риф — скала или груда камней, расположенные близко к водной поверхности

Рифить, взять риф — для парусников — уменьшить площадь парусности, путем применения специальных снастей

Румб — 1/32 полной оружности, а также одно из делений картушки компаса (разделенной на 32 части т.е. 11,25 градуса) и, соответственно,  одно из направлений движения судна.

Румпель — рулевой рычаг на баллере, либо на подвесном лодочном моторе

Снос — снос судна с курса под влиянием течения без учета ветра

Система МАМС — система ограждения навигационных опасностей, принятая Международной ассоциацией маячных служб.

Судовая роль —  список экипажа и должностей ее членов, время прибытия/убытия на борт.

Судовой ход — внутренние судоходные пути, имеющие обозначение на карте и навигационные знаки.

Траверз — направление на объект, которое перпендикулярно диаметральной плоскости судна. Различают  правый и левый траверз, а расстояние до предмета называется траверзным расстоянием

Узел — морская единица скорости, равная 1 морской миле в час.  На внутренних судоходных путях скорость судна измеряется в   км/ч.

Фарватер — судовой ход, безопасный в навигационном отношении и обозначенный на картах. Характеризуется достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства. Имеет соотвествующие  навигационные знаки.

Фордевинд — для парусных судов курс, при котором ветер направлен в корму корабля. Про судно, идущее в фордевинд, говорят, что оно «идёт полным ветром». Угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна в этом случае около 180 градусов

Форштевень — носовая балка судна, переходящая в киль.

Циклон – атмосферный вихрь от сотен до нескольких тысяч километров диаметра с пониженным давлением в центре.

Швартовка — совокупность действий экипажа, связанных с постановкой судна  на стоянку.

 

Нормативные международные документы.

I. Конвенции - ИМО  -  IMO Conventions 

1.1      Международная конвенция по охране человеческой жизни на море - 1974.     International Convention for Safety of Life at Sea - 74 (SOLAS-74)

1.2                   Международная конвенция по предотвращению загрязнения с  судов 1973,
измененная Протоколом 1978 года к ней.International Convention for the Prevention of Pollution from Ships (MARPOL -73/78)

1.3                   Международная конвенция о грузовой марке - 1966 г.
International Convention on Load Line,1966 (LL)

1.4                   Международная конвенция по обмеру судов - 1969 г.
 International Convention on Tonnage Measurement of Ships,1969
(TONNAGE)

1.5                   Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения
удов в море - 1972 , с поправками   (МППСС-72)

International Regulations for Preventing Collisions at Sea,1972 ( COLREG )

1.6        Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и
несению вахты - 1978 г., с поправками 1975 года

International Convention'on Standards of Training,Certif ications & Watchkeeping for Seafarers,1978/95

(SCTW-78/95 )

1.7        Конвенция о Международной организации морской спутниковой связи
( ИНМАРСАТ )

Convention on the International Maritime Satellite Organization ( INMARSAT )

1.8        Международная конвенция по поиску и спасанию на море - 1979
International Convention on Maritime Search and Rescue,1979

 

II  Кодексы ИМО  -  IMO Codes .

2.1       Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов
и предотвращению загрязнения моря ( МКУБ )

International Management Code for Safe Operation of Ships and for Pollution Prevention ( ISM Code )

2.2       Международный кодекс перевозки морем опасных продуктов
International Maritime Dangerous Gooda Code ( IMDGC )

2.3       Международный кодекс по безопасной перевозке зерна насыпью
 International Grain Code ( IGC Code )

2.4       Кодекс безопасной практики перевозки твердых навалочных грузов
Code of Safe Practice for Solid Bulk Cargoes ( ВС Code )

2.5         Кодекс безопасной практики размещения и крепления груза    Code ofSafe Practice for Cargo   Stowage and Securing ( CSS Code )

2.6         Кодекс безопасной практики для судов,первозящих лесной груз на палубе    

Code of Safe Practice for Ships Carrying Timber Deck Cargoes

2.7       Кодекс по безопасным приемам работы для безопасности моряков торго­вого 

    флота - Code of Safe Working Practice for Safety of. Merchant Seaman

2.8       Международный кодекс по спасательным средствам -

The International Life-Savina Appliance Code (LSA)

 

III. Другие нормативные   документы

3.1                         Международный свод.сигналов     - International Code of Signals

3.2                                                    Руководство по портам                                              - Guide to Port Entry

3.3                                                    Рекомендованные пути                                              - Ship's Routing   

3.4                                                    Общие принципы судовых сообщений - General Principles; for Ship
Reporting "Systems  - Резолюция ИНО А.648 (16)C,Сборник ИМО N.I

3.5                                                    Руководство по техническому обслуживанию спасательных средств на
судне - Instructions for On-Board Maintenance (SOLAS-74,111/52)

3.6                                                    Международное руководство по медицинскому обслуживанию на судах
International Medical Guide fo Ships (iss.WHO-World Heals Org'n)

3.7                                                    Перечень основных лекарственных средств
List of essential drags ( изд. ВОЗ)

3.8                                                    Рекомендация No.105 MOT о содержании судовых аптечек
Ships Medicine Chests Recommendation (No.105 ILO)

3.9                                                    Руководство по судовой санитарии
Guide to Ship Sanitation (iss.WHO)

3.10                                            Международное рукводство по оздоровлению
International Health Regulation (iss.WHO)

3.11                    Распространение и злоупотребление наркотиками
Drug Trafficking and Drug Abuse  (iss.ICS )

3.12                                            Руководство по оказанию первой медицинской помощи при несчастных
случаях,связанных с опасными веществами - Medical First Aid Guide
for Use in Accidents Involving Dangerous Goods (iss.IMO)

3.13                                           Морской стандартный разговорник
Standard Marine Navigational Vocabulary

3.14                                           Руководство для тоговых судов по поиску и спасанию
Merchant Ship Search and Rescue Manual (MERSAR)

3.15                                           Руководство по поиску и спасанию на море
IMO Search and Rescue Manual (IMOSAR)

3.16                                           Руководство по ГМССБ - GMDSS Handbook

3.17                                           Руководство клубов P&I - P&I Handbook

3.18                                           Схема противопожарной защиты - Fire Plan

3.19                                           Судовой план черезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью
Emergency Contingency Plan (ECP)

  1. 20        Судовое расписание по тревогам - Muster List

3.  .21       Обязанности по тревогам личного состава(каютные карточки)

 

IV.  Конвенции МОТ (ILO) 

4.1                                                   Международная конвенция N.147 о минимальных нормах в торговом флоте
1976 г.    Convention 147 Minimum  Standards on Merchant Ships
Протокол 1996 года к конвенции

4.2                                                   Международная конвенция N 152 о технике безопасности и гигиене
труда (портовые работы) 1979 года

4.3                                                   Международная конвенция  1996 года об инспекции условий труда и
быта моряков

4.4                                                   Международная конвенция N 180 о продолжительности рабочего време:
моряков и укомплектованности судов экипажами 1996 года

4. 5        Международная конвенция N  92 о помещениях для экипажа на борту

судов 1949 года 4.06 Международная конвенция N 133 о помещениях для      

экипажа на бортусудов  (дополнительные положения) 1970 год

 

Сокращения

   МК СОЛАС - 74 – Международная конвенция СОЛАС–74;
   МАМС – Международная ассоциация маячных служб;
   МСС-65 – Международный свод сигналов;
   МППСС-72 – Международные правила предупреждения столкновений судов в море;
   МК МАРПОЛ 73/78 – Международная конвенция по предотвращению загрязнения с    

    судов;
   НБЖС - Наставление по борьбе за живучесть судов 

 

Область применения профессионального стандарта

Областью применения профессионального стандарта являются парусно-моторные суда до 100 тонн водоизмещения, прогулочные яхты не занимающиеся

коммерческими перевозками, используемые для морского судоходства и плавания  на внутренних водных путях.

           Профессиональный стандарт судоводителя может применяться:

1)   При вступлении в договорные отношения с судовладельцем или чартерной компанией по профессии «судоводитель».

2)   При проведении аттестации судоводителей.

3)   При проведении профессиональной подготовки судоводителей.

 

Цели применения профессионального стандарта

Профессиональный стандарт судоводителя применяется в целях:

1)   обеспечения безопаности судовождения в открытом море, прибрежной зоне и на внутренних водных путях;

2)   установление и поддержание единых требований к профессиональной подготовке судоводителей;

3)   проведение  сертификации и оценки квалификации судоводителей;

4)   формирование образовательного стандарта;

5)   формирование программ дополнительного образования, в том числе программ повышения квалификации судоводителей;

6)   разработка учебно-методических материалов к образовательным программам судоводителей;

 

  1. I.     Общие сведения 

Руководство деятельностью экиапажа по обеспечению безопасности судовождения в морской и прибрежной зонах и на внутренних водных путях.

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

        Эксплуатация судна в соответствие с требованиями международных и национальных нормативно-правых документов по обеспечению безопасности и охраны

человеческой жизни на море и внутренних водных путях.

 

  1. II.            Описание функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вклада профессиональной деятельности).

 

Обобщенные функции

Функции

код

Наименование

Уровень квалификации

Уровень квалификации

код

Уровень (подуро-вень) квалификации

А

Планировать и осуществлять переход  судна в точку назначения, производить определение местоположения различными способами

6

 

Умение управлять судном при подходе (отходе) к причалу мли постановке на якорь (буй),  читать  навигационные  и синоптические  карты, подбирать лоции и руководства для плавания, осуществлять их корректуру  

А.01

6

Разработка  предварительной наавигационной  прокладки  с учетом  возможных сложных гидрометеорологических условий, во льдах, в  ограниченную видимость, в стесненных водах и т.д.

А.02

6

Ведение  счисления  с учетом дрейфа и течения

А.03

6

Определение местоположения в различных условиях  различными етодами

А.04

6

Производстов  оценки точности обсервации и счисления

А.05

6

В

Обесепечивать безопасность судовождения в различных гидро-метеорологических и  навигационных условиях 

5-6

Организовать несение ходовой вахты в соответствии с международными и национальными правилами и руководствами  

В.01

6

Производить оценку навигационной информации, получаемой из всех источников, включая радиолокатор, САРП и ЭКНИС. 

В.02

6

Осуществлять маневрирование и управление судном в различных гидрометеорологических и навигационных условиях. 

В.03

6

Осуществлять наблюдение и контроль за выполнением норм международного морского права.

В.04

5

Организовывать работу команды в сложных и критических ситуациях (при стихийных бедствиях), при чрезвычайных аварийных ситуациях (катастрофах).

В.05

6

 

III. Характеристика обобщенных функций

3.1. Обобщенная функция:

Наименование

Планировать и осуществлять переход  судна в точку назначения, производить определение местоположения различными способами

Код

A

Уровень квалификации

6

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Рег. номер проф. стандарта

 

               

 

Возможные наименования должностей 

Капитан парусно-моторного судна (yachtcaptain), судоводитель парусно-моторного судна (yachtskipper), судоводитель маломерного судна (yachtmaster) водоизмещением до 100 тонн.  

Требования к образованию и обучению

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Судовождение" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. 

Требования к опыту практического

плавания

Наплаванность не менее 10 000 морских миль.

Особые условия допуска к плаванию

Наличие квалификационных документов (диплом, свидетельства, запись в трудовой книжке, подтверждающая специализацию);

Положительное медицинское заключение после прохождения

предварительного (при приеме на работу) и периодических

обследований (не реже одного раза в год);

Справка об отсутствии судимости. 

  Дополнительные характеристики 

Наменование документа

код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности.

ОКЗ

3142

Капитаны и шкиперы.

ЕТКС*(4) или ЕКС*(5)

-

Судоводитель.

ОКСО*(6), ОКНПО*(7) или ОКСВНК*(8)

2405001

2406001

 

2407001

 

052216

 

 

Морское судовождение.

Судовождение и эксплуатация технического флота.

Судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании.

Судовождение.

       

 

*(2) Общероссийский классификатор занятий.

*(3) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

*(4) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.

*(5) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

*(6) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

*(7) Общероссийский классификатор начального профессионального образования.

*(8) Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации.

 

3.1.1.Трудовая функция

Наименование

Умение читать  навигационные  и синоптические  карты, подбирать лоции и руководства для плавания, осуществлять их корректуру 

код

А

Уровень квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции 

оригинал

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Осуществляет проработку навигационных и  гидрометеорологиеских условий    по маршруту  предстоящего плавания 

производит корректуру карт, лоций и других навигационных пособий, необходимых для плавания.

Необходимые умения

Осуществлять постановку и съемку судна с якоря и швартовных бочек, проведения грузовых операций, пересадки людей, буксировки судов и плавучих объектов. 

Читать  навигационные карты и другие навигационные пособия на английском языке. 

Необходимые знания

Русская и английская терминология при описании навигационных объектов.

Общая характеристика условий плавания в морских районах.Навигационные опасности.Характеристики стационарных средств навигационного оборудования (СНО) морей.

Плавучие СНО, кардинальная и латеральная системы ограждения. Система МАМС. Принципы расстановки навигационных знаков. Створные знаки: линейные, щелевые, прицельные. Лазерные створы.

Характеристики огней, обозначения на отечественных и иностранных морских картах.

Учет приливов в судовождении.

Каталог карт и книг. Лоция, порядок ее использования. Другие справочные пособия. Справочные карты. Электронные навигационные карты.

Подготовка к плаванию в малоизученных и незнакомых районах.

Другие характеристики

Соблюдение требований профессиональной этики. 

3.1.2 Трудовая функция

Наименование

Разработка предварительной наавигационной прокладки  с учетом  возможных сложных гидрометеорологических условий, во льдах, в  ограниченную видимость, в стесненных водах и т.д.

код

А

Уровень квалификации

6

Происхождение трудовой функции 

оригинал

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профстандарта

Трудовые действия

Прокладывает ли­нии пути судна на безопасных расстояниях от навигационных опасностей: отмечаетя точки поворотов, а если позволяет масштаб, точки начала и конца поворотов, проводятся и надписываются контрольные пеленги на выбранные ориентиры и/или дистанции до них; отмечаются траверзы и контрольные траверзные расстояния; при частых изменениях курса измеряется длина каждого участка маршрута и указывается в начале участка, рассчитывается продолжительность плавания по каждому участку при назначенной скорости судна и указывается там же. 

Выполнияет расчет минимального запаса глубины под килем по маршрту судна .

Необходимые умения

Планирование  перехода в кратчайший срок наиболее безопасным путем с соблюдением существующих правил плавания и норм международного морского права. 

Умеет предотвратить  посадку на мель и касания грунта,  столкновение,  не допускает нарушения правил плавания и обеспечивает экономичность рейса. 

Необходимые знания

Положений международно-пра­вовых документов, международных конвенций, соглашений, пра­вил, законодательных актов государств по маршруту перехода, требований международных (МППСС-72) и местных правил плавания, действующих постанов­лений и рекомендаций. Необходимо знание и других документов по ре­жиму плавания, циркулярные письма и радиограммы компании, руководящие документы, описание маршрутов, наставления и рекомендации.

Особенности судовождения в сложных условиях, пункты укрытия и якорные стоянки  по маршруту перехода.

Правила оформления предварительной прокладки на генеральных и путевых картах, морских навигационных планах.

Другие характеристики

Соблюдение требований профессиональной этики. 

 

3.1.3 Трудовая функция

Наименование

Ведение  счисления  с учетом дрейфа и течения

код

А

Уровень квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции 

оригинал

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Выполняет навигационную прокладку на карте в простых условиях  и в сложных навигационных условиях. 

Определять факторы, влияющие на величину угла дрейфа судна и  способы его определения. Производит совместный учет дрейфа и течения.

Необходимые умения

Вести навигационную прокладку при совмес­тном учете дрейфа и течения. 

 

Необходимые знания

Сущность графического счисления, элементы счисления и их ха­рактеристика. Навигационная прокладка, принципы и правила ее ведения. Предварительная и исполнительная прокладки. 

Использование шту­рманских прокладочных инструментов. Требования к счислению. Решение прямой и обратной задачи при ведении счисления. Циркуляция судна и ее учет. 

Графическое счисление при наличии дрейфа судна. Угол дрейфа судна, приписываемые ему знаки и способы его определения. Схемы и порядок решения частных задач и расчетов при ведении навигацион­ной прокладки с учетом дрейфа. 

Другие характеристики

Соблюдение требований профессиональной этики.

 

3.1.4.Трудовая функция

Наименование

Определение местоположения в различных условиях  различными методами

код

А

Уровень квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции 

оригинал

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Определяет место судна по небесным светилам. 

Определяет место судна по береговым ориентирам.
Определяет место судна по спутниковым и радиолокационным системам.
Определяет место судна комбинированным способом.

Необходимые умения

Определять место судна различными способами. 

Производить опо­знавание ориентиры  и  определять порядок измерения навигационных параметров. 

Необходимые знания

Основные методы определения местоположения судна
с помощью береговых ориентиров, средств навигационного ограждения (включая маяки, знаки и буи).  

Названия основных созвездий северного полушария. Последовательность действий со звездным глобусом по определению названия наблюдаемого светила. Комплекс мероприятий по подготовке секстана к измерениям, выверки секстана, определение его поправки индекса, определение поправки хронометра.  

Приборы спутниковой навигации и данные получаемые с их помощью.  

Другие характеристики

Соблюдение требований профессиональной этики.

 

3.1.5.Трудовая функция

Наименование

Производство  оценки точности обсервации и счисления

код

А

Уровень квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции 

оригинал

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Производит расчет среднеквадратической ошибки и оценивает точность определения места судна. 

Производит определение погрешностей счисления и определяет необходимость производства обсервации.

Необходимые умения

Определять погрешности счисления и  обсерваций. 

Необходимые знания

Понятие средней квадратичной   погрешности и методы ее определения. 

Сравнительную  оценку точности определения места при использовании различных методов определения места. 

Требования к точности определения места судна при плавании в море и по системам разделения движения. 

Другие характеристики

Соблюдение требований профессиональной этики.

             

 

 

3.2 Обобщенная трудовая функция:

Наименование

Обесепечивать безопасность судовождения в различных гидро-метеорологических и  навигационных условиях 

Код

В

Уровень квалификации

6

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Рег. номер проф. стандарта

 

               

 

Возможные наименования должностей 

Судоводитель парусно-моторного судна (yachtmaster), судоводитель маломерного судна (skipper) водоизмещением до 60 тонн и парусности до 150 кв метров. 

Требования к образованию и обучению

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Судовождение" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации 

Требования к опыту практического плавания

Наплаванность не менее 5 000 морских миль

Особые условия допуска к плаванию

Наличие квалификационных документов (диплом, свидетельства, запись в трудовой книжке, подтверждающая специализацию);

Положительное медицинское заключение после прохождения

предварительного (при приеме на работу) и периодических

обследований (не реже одного раза в год);

Справка об отсутствии судимости. 

  Дополнительные характеристики 

Наменование документа

код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

3142

Капитаны и шкиперы

ЕТКС*(4) или ЕКС*(5)

-

Судоводитель

ОКСО*(6), ОКНПО*(7) или ОКСВНК*(8)

2405001

2406001

 

2407001

 

052216

 

 

Морское судовождение

Судовождение и эксплуатация технического флота

Судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании

Судовождение

       

 

3.2.1 Трудовая функция

Наименование

Организовать несение ходовой вахты в соответствии с международными и национальными правилами и руководствами

код

В

Уровень квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции 

оригинал

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Ведет надлежащее наблюдение за окружающей обстановкой в соответствии с правилом 5 Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 г. 

Контролирует расположение и работу всего судового навигационного оборудования и средств обеспечения безопасности, принимая во внимание их эксплуатационные возможности.

Проводит регулярные проверки, чтобы обеспечить удержание судна на заданном  курсе лицом, стоящим на руле, или авторулевым.

Необходимые умения

Обеспечивать надлежащую организацию несения безопасной ходовой навигационной вахты. 

Уметь максимально эффективно использовать все имеющееся в его распоряжении навигационное оборудование. 

Необходимые знания

Местоположения судна, его курса, скорости и осадки.

Преобладающих и предвычисленных приливов, течений, погоды, видимости и влияния этих факторов на курс и скорость.

Правил использования главных двигателей для осуществления маневра.

Наличие и перемещение судов, находящихся на виду, или судов, появления которых можно ожидать.

Условия и опасности, которые могут встретиться в течение вахты.

Возможное влияние крена, дифферента, плотности воды и увеличения осадки от скорости судна на запас воды под килем.

Другие характеристики

Соблюдение требований профессиональной этики. 

 

3.2.2 Трудовая функция

Наименование

Производить оценку навигационной информации, получаемой из всех источников, включая радиолокатор.

код

В

Уровень квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции 

Оригинал

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Корректирует место судна по ориентирам, используя РЛС. 

Выбирает электронную карту вручную и корректно пользуется масштабом.
Корректирует место судна вручную по информации, полученной от РЛС (по пеленгам и дистанциям).

Необходимые умения

Использовать базу данных GPS- плотера для получения навигационной, гидрометеорологической и другой информации. 

Рассчитывать высоты приливов и интервала времени при проходе узкостей, учитывая осадку, глубину на карте и запас под килем. 

выполнять вручную коррекцию курса и скорости.

Необходимые знания

Основные виды и особенности электронных карт (растровые ЭК, векторные ЭК). Системы отображения электронных карт, их функциональные возможности и ограничения.

Получение навигационной информации по маршруту (приливы, течение, опасности и т.п.). Учет течения. Особенности плавания по маршруту с подключенным авторулевым.

Другие характеристики

Соблюдение требований профессиональной этики. 

 

3.2.3.Трудовая функция

Наименование

Осуществлять маневрирование и управление судном в различных гидрометеорологи-ческих и навигационных условиях

код

В

Уровень квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции 

оригинал

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Опознает место судна при подходе к берегу; исполь­зуеть сетки изолиний при плавании в стесненных водах; ведет прок­ладку при плавании во льдах. 

Обеспечивает навигационную безопасность  подхода судна к берегу в незнакомых водах и в сложных гидрометеорологических и навигационных условиях.

Необходимые умения

Ориентироваться  в условиях ограниченной видимости, в стесненных водах и во льдах; соблюдать правила плавания в районах разделения движения. 

Организовать плавание  судна в условиях ограниченной видимости. 

Необходимые знания

Особенности обеспечения безопасности судна при подходе к нез­накомому берегу. Использование одной изолинии для ориентирования и другие способы опознания места судна. 

Плавание в стесненных водах. Содержание понятий: стесненные воды, узкости, шхеры. Методы оборудования и способы использования в этих районах плавучих средств навигационного ограждения, сеток изолиний, секторных огней, створных знаков, береговых и судовых РЛС, систем управления движением судов. Понятие о лоцманской про­водке. 

Методы разделения движения в прибрежных районах в зави­симости от их географических особенностей. Режим плавания в райо­нах разделения движения в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновений судов ( МППСС-72 ). 

Плавание в условиях ограниченной видимости. Основные приемы использования звуковых сигналов береговых СНО, характерных глубин (изобат). РЛС и других радиотехнических средств для ориентации, опознавания и определения места судна.

 

Особенности организации навигационного обеспечения  при плавании в узкостях на акватории порта, при плавании в ограниченную видимость.

Другие характеристики

Соблюдение требований профессиональной этики

             

 

3.2.4 Трудовая функция

Наименование

Осуществлять наблюдение и контроль за выполнением норм международного морского права

код

В

Уровень квалификации

5

 

Происхождение трудовой функции 

оригинал

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Применяет нормы права в ситуациях сложных взаимодействий с портовыми властями иностранных государств,  навигационных аварий и других происшествий. 

Необходимые умения

Квалифицированно толковать нормативно-правовые акты в их взаимодействии. 

Аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им  решений. 

Необходимые знания

Определения и признаки понятия «судно». Особенно­сти классификации судов. Их  размеры  и вместимость. Проблемы регистрации судов. Флаг и национальность судна. Проблемы перевода судов под иностранный флаг. Судо­вые документы, выдаваемые на основе международных конвенций. Сроки действия судовых документов.  

Комплектование судового экипажа. Международные конвенции по подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978/95 гг. Гражданство членов экипажа. Имущество членов экипажа.  

Понятие и признаки общей аварии. Частная авария. Йорк-Антверпенские правила. Публично-правовые стандарты чрезвы­чайных действий при ликвидации или уменьшении общей или частной опасности. Виды общей и частной аварии. Предотвращение ущерба окружающей среде. Проблемы опреде­ления размера специальной компенсации.  

 

Правовое регулирование последствий столкновения судов. Международные правила предупреждения столкновения судов 1972 г. Международная Брюссельская конвенция для унификации некоторых правил относительно столкновения судов 1910 г. Столкновение и навал судов. Освобождение от ответственности при столкновении судов. Презумпция невиновности в столкновении. Порядок расследования столкновения судов. Органы расследования.

Другие характеристики

Соблюдение требований профессиональной этики

 

3.2.5.Трудовая функция

Наименование

Организовывать работу команды в сложных и критических ситуациях (при стихийных бедствиях), при чрезвычайных аварийных ситуациях (катастрофах)

код

В

Уровень квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции

 

оригинал

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Объявить общесудовую (аварийную) тревогу и принять меры для предотвращения аварии. 

Собрать и надлежаще оформить письменные и иные доказательства, характеризующие все стороны чрезвычайно ситуации (выписки из судового и других журналов,  свидетельские показания, записи приборов, морские карты, планы, радиограммы, переговоры с другими судами, судовладельцем, властями прибрежного государства и пр.). 

Необходимые умения

Уметь организовать подготовку экипажа к борьбе за живучесть судна при получении им аварийных повреждений, а также к оказанию помощи и спасению людей, терпящих бедствие в море. 

при столкновении в море с другим судном уметь оказать помощь его экипажу и пассажирам, сообщить капитану пострадавшего судна название своего судна и др. данные.

 

В случае падения человека за борт или обнаружения людей, терпящих бедствие в море, принять немедленные меры к их спасению и, если это не угрожает серьезной опасностью судну и находящимся на нем людям, прекратить поиск только после того, как исчерпаны все возможные меры к их спасению.

Необходимые знания

Класси­фикация аварийных происшествий. Порядок расследования аварийного морского происшествия. Меры по предовтращению морских аварий и катастроф.

Другие характеристики

Соблюдение требований профессиональной этики.

             

 

3.3 Обобщенная трудовая функция:

Наименование

Обеспечивать безопасность судовождения в различных гидро-метеорологических и  навигационных условиях 

Код

В

Уровень квалификации

5

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Рег. номер проф. стандарта

 

               

 

 

Возможные наименования должностей 

Судоводитель парусно-моторного судна, судоводитель маломерного судна (skipper) водоизмещением до 40 тонн и парусности до 80 кв метров. 

Требования к образованию и обучению

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Судовождение" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. 

Требования к опыту практического плавания

Наплаванность не менее 1 000 морских миль.

Особые условия допуска к плаванию

Наличие квалификационных документов (диплом, свидетельства, запись в трудовой книжке, подтверждающая специализацию);

Положительное медицинское заключение (не реже одного раза в год);

Справка об отсутствии судимости. 

  Дополнительные характеристики 

Наименование документа

код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности.

ОКЗ

3142

Капитаны и шкиперы

ЕТКС*(4) или ЕКС*(5)

-

Судоводитель

ОКСО*(6), ОКНПО*(7) или ОКСВНК*(8)

2405001

2406001

 

2407001

 

052216

 

 

Морское судовождение

Судовождение и эксплуатация технического флота

Судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании

Судовождение

       


3.3.1 Трудовая функция

Наименование

Организовать несение ходовой вахты в соответствии с международными и национальными правилами и руководствами

код

В

Уровень квалификации

5

 

Происхождение трудовой функции 

оригинал

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Ведет надлежащее наблюдение за окружающей обстановкой  в соответствии с правилом- 5  Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 г. 

Контролирует расположение и работу всего судового навигационного оборудования и средств обеспечения безопасности, принимая во внимание их эксплуатационные возможности.

Проводит регулярные проверки, чтобы обеспечить удержание судна на заданном  курсе лицом, стоящим на руле, или авторулевым.

Необходимые умения

Обеспечивать надлежащую организацию несения безопасной ходовой навигационной вахты. 

Уметь максимально эффективно использовать все имеющееся в его распоряжении навигационное оборудование. 

Необходимые знания

Местоположения судна, его курса, скорости и осадки.

Преобладающих и предвычисленных приливов, течений, погоды, видимости и влияния этих факторов на курс и скорость.

Правил использования главных двигателей для осуществления маневра.

Наличие и перемещение судов, находящихся на виду, или судов, появления которых можно ожидать.

Условия и опасности, которые могут встретиться в течение вахты.

Возможное влияние крена, дифферента, плотности воды и увеличения осадки от скорости судна на запас воды под килем.

Другие характеристики

Соблюдение требований профессиональной этики. 

 

3.3.2 Трудовая функция

Наименование

Производить оценку навигационной информации, получаемой из всех источников, включая радиолокатор,  GPS.

код

В

Уровень квалификации

5

Происхождение трудовой функции 

оригинал

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Корректирует место судна по визуальным ориентирам. 

Выбирает электронную карту вручную и корректно пользуется масштабом.
Корректирует место судна вручную по информации, полученной от РЛС (по пеленгам и дистанциям).

Необходимые умения

Использовать базу данных GPS-плотера для получения навигационной, гидрометеорологической и другой информации. 

Рассчитывать высоты приливов и интервала времени при проходе узкостей, учитывая осадку, глубину на карте и запас под килем. 

Выполнять вручную коррекцию курса и скорости.

Необходимые знания

Основные виды и особенности электронных карт (растровые ЭК, векторные ЭК). Системы отображения электронных карт, GPS-плотер их функциональные возможности и ограничения.

Ограничения, связанные с использованием средств и методов электронной картографии и сопрягаемых с ними датчиков навигационной информации.

Получение навигационной информации по маршруту (приливы, течение, опасности и т.п.). Учет течения. Особенности плавания по маршруту с подключенным авторулевым.

Другие характеристики

Соблюдение требований профессиональной этики. 

 

3.3.3 Трудовая функция

Наименование

Осуществлять маневрирование и управление судном в различных гидрометеорологи-ческих и навигационных условиях.

код

В

Уровень квалификации

5

 

Происхождение трудовой функции 

Оригинал

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Опознает место судна при подходе к берегу; исполь­зует сетки изолиний при плавании в стесненных водах. 

 

Обеспечивает навигационную безопасность  подхода судна к берегу в незнакомых водах и в сложных гидрометеорологических и навигационных условиях.
 

Необходимые умения

Ориентироваться  в условиях ограниченной видимости, в стесненных водах и соблюдать правила плавания в районах разделения движения. 

 

Организовать плавание  судна в условиях ограниченной видимости. 

 

Необходимые знания

Особенности обеспечения безопасности судна при подходе к нез­накомому берегу. Использование одной изолинии для ориентирования и другие способы опознания места судна. 

 

Плавание в стесненных водах. Содержание понятий: стесненные воды, узкости, шхеры. Методы оборудования и способы использования в этих районах плавучих средств навигационного ограждения, секторных огней, створных знаков,  и судовых РЛС. 

 

Методы разделения движения в прибрежных районах в зави­симости от их географических особенностей. Режим плавания в райо­нах разделения движения в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновений судов ( МППСС-72 ). 

 

Плавание в условиях ограниченной видимости. Основные приемы использования звуковых сигналов береговых СНО, РЛС и других средств для ориентации, опознавания и определения места судна.

 

 

 

Особенности организации навигационного обеспечения  при плавании в узкостях на акватории порта, при плавании в ограниченную видимость.

 

Другие характеристики

Соблюдение требований профессиональной этики.

 
             

 

 

 

3.3.4 Трудовая функция

Наименование

Осуществлять наблюдение и контроль за выполнением норм международного морского права

код

В

Уровень квалификации

5

Происхождение трудовой функции 

оригинал

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Применяет нормы права в ситуациях сложных взаимодействий с портовыми властями иностранных государств,  навигационных аварий и других происшествий. 

Необходимые умения

Квалифицированно толковать нормативно-правовые акты в их взаимодействии. 

Аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им  решений. 

Необходимые знания

Определения и признаки понятия «судно». Особенно­сти классификации судов. Их  размеры  и вместимость. Проблемы регистрации судов. Флаг и национальность судна. Судо­вые документы, выдаваемые на основе международных конвенций. Сроки действия судовых документов.  

Комплектование судового экипажа. Международные конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978/95 гг. Гражданство членов экипажа. Имущество членов экипажа.  

Понятие и признаки общей аварии. Частная авария. Йорк-Антверпенские правила. Предотвращение ущерба окружающей среде.  

 

Правовое регулирование последствий столкновения судов. Международные правила предупреждения столкновения судов 1972 г. Международная Брюссельская конвенция для унификации некоторых правил относительно столкновения судов 1910 г. Столкновение и навал судов. Освобождение от ответственности при столкновении судов. Презумпция невиновности в столкновении. Порядок расследования столкновения судов. Органы расследования.

Другие характеристики

Соблюдение требований профессиональной этики.

 

3.3.5.Трудовая функция

Наименование

Организовывать работу команды в сложных и критических ситуациях (при стихийных бедствиях), при чрезвычайных аварийных ситуациях (катастрофах)

код

В

Уровень квалификации

5

Происхождение трудовой функции

 

оригинал

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Объявить общесудовую (аварийную) тревогу и принять меры для предотвращения аварии. 

Собрать и надлежаще оформить письменные и иные доказательства, характеризующие все стороны чрезвычайно ситуации (выписки из судового и других журналов,  свидетельские показания, записи приборов, морские карты, планы, переговоры с другими судами, судовладельцем, властями прибрежного государства и пр.). 

Необходимые умения

Уметь организовать подготовку экипажа к борьбе за живучесть судна при получении им аварийных повреждений, а также к оказанию помощи и спасению людей, терпящих бедствие в море. 

При столкновении в море с другим судном уметь оказать помощь его экипажу и пассажирам, сообщить капитану пострадавшего судна название своего судна и др. данные.

 

В случае падения человека за борт или обнаружения людей, терпящих бедствие в море, принять немедленные меры к их спасению и, если это не угрожает серьезной опасностью судну и находящимся на нем людям, прекратить поиск только после того, как исчерпаны все возможные меры к их спасению.

Необходимые знания

Класси­фикация аварийных происшествий. Порядок расследования аварийного морского происшествия. Меры по предотвращению морских аварий и катастроф.

Другие характеристики

Соблюдение требований профессиональной этики.

             

 

IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта

4.1 .Ответственная организация – разработчик

ВВМУ им Петра Великого (Санкт Петербург)

(наименование организации)

Чл. кор РАН, Доктор наук, профессор кафедры кораблевождения

Груздев Николай Михайлович 

 

(должность и ф.и.о. руководителя)

 

 

 

МА им Макарова ( Санкт- Петербург)

(наименование организации)

Начальник кафедры технических средств судовождения,

Доктор наук, профессор

Развозов Сергей Михайлович 

(должность и ф.и.о. руководителя)

 

 

 

 И.О. начальника Московской городской поисково-спасательной

службы на водных объектах  

Капитан 1 ранга запаса,

Яхтенный капитан

Ежов Сергей Николаевич

 

 

Доктор тех.наук, профессор,

Капитан 1 ранга запаса,

Яхтенный капитан

Лукьянович Николай

Васильевич

 

Председатель комиссии по приему экзаменов в ГИМС г Санкт- Петербурга, экс начальник ГИМС С. Петербурга

Капитан 1 ранга запаса,

Яхтенный капитан

Пашинский Константин

Федорович

 

 

ООО «Международная ассоциация яхтенных капитанов»

(наименование организации).  Председатель

Кандидат технических наук, доцент кафедры кораблевождения

Яхтенный капитан

Шкурин Николай Михайлович 

(должность и ф.и.о. руководителя) 

 

 

 

Ген. Директор яхтенной школы дополнительного образования «МАЯК»

Капитан-лейтенан запаса,

Яхтенный капитан

Козлов Федор Иванович

 


Стандарты разосланы  25 04 2015 г. ответственным исполнителям согласно распоряжения

ПРАВИТЕЛЬСТВА  РФ ОТ 31 МАРТА 2014г № 487-р Москва (п\п Д.Медведев):

1)     В ЦЮРИХ в комиссию ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА

2)     В Министерство труда

3)     Агенство стратегических инициатив по продвижению новых проектов

4)     Международная ассоциация яхтенных капитанов

 

2  Советы для более приятного и безопасного проведения времени на море.

SafetyПриведем основные правила безопасности поведения на борту яхты.
1. При плавании команда подчиняется общему распорядку регаты (совместного плавания) и требованиям капитана.
2. Перед началом регаты (совместного плавания) капитан обязан провести инструктаж команды по следующим пунктам:
  • спасательные жилеты: персональное размещение, проверка состояния, ламп, где и как одевать и надувать;
  • страховочные пояса: как, когда и где пристегиваться;
  • сигнальные огни (флаеры): какие, когда и как использовать;
  • спасательный плот: где находится, как использовать, порядок посадки;
  • аварийный запас: где находится, и прочее, например, вода и продовольствие;
  • действие по команде "Аврал!": одеть спасательные жилеты, собраться у тарпа и кокпите, приготовиться выполнять команды капитана;
  • потенциально опасные места на яхте: гик, лебедки, утки, тросы и т.п.;
  • процедура постановки на якорь: расписание мест, объяснение действий и команд;
  • как запустить двигатель;
  • правила использования VHF в экстренных ситуациях;
  • трюмная помпа: расположение, правила использования;
  • аварийный инструмент: где находится;
  • средства пожаротушения: расположение, правила использования;
  • аптечка первой помощи: где находится, состав (наличие таблеток от укачивания);
  • правила наблюдения за водной обстановкой: основные команды и условные сигналы;
  • план перехода;
  • расписание смен;
  • выяснить кто не умеет плавать или имеет физические ограничения.
3. На судне должен поддерживаться порядок и чистота.
4. При ухудшении погоды по команде капитана экипаж обязан подготовить яхту к плаванию в штормрвых условиях (задраить люки, закрепить подвижные предметы в салоне, закрыть кингстоны гальюнов, перекрыть газовый балон и проч.) и одеть спасательные жилеты и страховодные пояса.
5. При повороте яхты (изменении курса) быть готовым преодолеть воздействие качки и крена.
6. При хождении под парусами перемещаться по палубе яхты только по навертенной стороне, держась за леера и стойки, на чуть согнутых в коленях ногах (пружинящая походка).
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО:
  • перепрыгивать с борта яхты на берег или соседний борт;
  • при навале яхты на другую или при швартовке опускать за борт руки или ноги ;
  • не следить за свободно перемещающимся гиком.

Соблюдение этих простых правил позволит избежать неприятностей и не позволит испортить отдых.