В этом разделе Международная Ассоциация Яхтенных Капитанов собирает для Вас важную и полезную информацию.
ЕВРАЗИЙСКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ СУДОВОДИТЕЛЕЙ
ЦЮРИХ 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – СУДОВОДИТЕЛЬ
ПАРУСНО-МОТОРНОГО СУДНА …………………………….....
Термины, определения и используемые сокращения……….. 4
Нормативные международные документы …………………… 9
Сокращения………………………………………………………... 11
Область и цели применения стандарта………………………… 11
- I. Общие сведения…………………………………………. 12
- II. Описание функций……………………………………… 13
- III. Характеристика обобщенных функций……………… 14
3.1 Капитан парусно-моторного судна до 100 тонн водоизмещения, без ограничения парусности и района плавания…… 14
3.2 Судоводитель парусно-моторного судна до 60 тонн водоизмещения и до 150 кв. метров парусности……. 20
3.3 Шкипер парусно-моторного судна до 40 тонн водоизмещения 80 кв. метров парусности………………………………….. 26
Сведения о разработчиках……………………………………….. 31
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СУДОВОДИТЕЛЬ ПАРУСНО- МОТОРНОГО СУДНА
(ДО 100 ТОНН ВОДОИЗМЕЩЕНИЯ)
(далее в тексте- СУДОВОДИТЕЛЬ)
Регистрационный номер 1028-р
(1) Профессиональный стандарт создан на основе РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31 марта 2014г. № 487-р Москва (п/п Д. Медведев)
(2) Профессиональный стандарт оформляется в соответствии с методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»).
Термины, определения и использумые сокращения
Автономность - длительность плавания судна без пополнения запасов топлива, воды, продовольствия и расходных материалов, не относящихся к движению, а также без смены личного состава
Акватория - участок водной поверхности, ограниченный естественными, искусственными или условными границами
Антициклон - область высокого атмосферного давления с движением воздуха вокруг ее центра
Ахтерштевень - кормовая оконечность судна, элемент набора корпуса.
Бакен - плавучий навигационный знак, установленный на якоре.
Балласт - груз, размещаемый внутри или снаружи корпуса судна, обеспечивающий его необходимую остойчивость и осадку.
Бар — 1. Наносная мель в прибрежной зоне. 2. Единица давления, приблизительно равная 1 атмосфере.
Бейдевинд — курс паручного судна, при котором диаметральная плоскость судна по отношению к направлению ветра, меньше 90 градусов. Выделяют полный и крутой бедевинд
Бриз — прибрежный ветер на побережье морей и озер, меняющий свое направление в течении суток. Направление бриза меняется дважды в сутки: дневной (или морской) бриз дует с моря на побережье. Ночной (или береговой) бриз имеет обратное направление.
Буй — плавучий навигационный знак
Ватерлиния — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом судна
Веха — плавучий навигационный знак. Ограждает опасности и указывает стороны фарватера
Видимый горизонт - наблюдаемая в море круговая линия, отделяющая в глазах наблюдателя видимое им небо от морской поверхности.
Водоизмещение – количество воды, вытесненной плавающим судном. Водоизмещение бывает объемным и массовым. Объемное водоизмещение равно объему подводной части корпуса ниже ватерлинии, включая выступающие части (рули, винты и т.п.). Оно зависит от плотности воды. Тонна водоизмещения равна примерно 35 кубическим футам морской или пресной воды. Массовое водоизмещение равно массе всего судна и находящихся на нем грузов, включая судовые запасы, жидкий и твердый балласт. Порожнее водоизмещение - масса построенного судна с оборудованием, механизмами и установками, не включающая вес горючего, масел или воды, находящихся в них, за исключением тех, которые необходимы по техническим условиям или не могут быть удалены из цистерн (мертвый запас).
Гавань — прибрежная стоянка судов, защищенная от ветра.
Галфвинд — курс парусного судна, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет около 90 градусов
Галс — направление ветра относительно корпуса парусного судна. Правый галс — ветер в правый борт левый – в левый борт
Глиссирование — режим движения, при котором корпус судна поддерживается на поверхности воды только за счет гидродинамических сил.
Дальность плавания — максимальное расстояние, которое может пройти судно в открытом море без дозаправки топливом и рсхолдными материалами. Устанавливается на ходовых испытаниях и рассчитывается различных скоростей судна ( максимальной скорости, экономичной и т.д.).
Девиация магнитного компаса — отклонение показателей компаса, связанное с действием собственного магнитного поля судна.
Дедвейт – полная грузоподъемность судна, равна массе всех грузов, которые может принять судно. В дедвейт входит масса полезного (коммерческого) груза (чистая грузоподъемность – карго-дедвейт) и судовые запасы – топливо, продовольствие и т.п. Дедвейт + порожнее водоизмещение = водоизмещению судна.
Диаметральная плоскость судна — вертикальная воображаемая плоскость, проходящая через форштевень и ахтерштевень судна
Дифферент судна – наклон судна в продольной плоскости, измеряемый в градусах. В эксплутационных условиях дифферент часто оценивают величиной разности между осадками судна кормой и носом в метрах.
Дифферент — наклон корпуса судна в продольной вертикальной плоскости относительно поверхности воды.
Дрейф — снос судна относительно курса следствии воздействия ветра, но без учета течений.
Истинный курс - направление продольной оси судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью истинного меридиана и носовой частью продольной оси судна (по часовой стрелке от 0° до 360°)
Истинный пеленг - горизонтальный угол в плоскости истинного горизонта наблюдателя между северной частью истинного меридиана наблюдателя и направлением из точки наблюдения на объект (по часовой стрелке от 0° до 360°)
Кабельтов — 185,2 м — 1/10 морской мили.
Каботаж – плавание судна между портами одного государства в пределах одного моря – малый каботаж или разных морей – большой каботаж.
Кардинальная система — система установки морских навигационных знаков ограждения опасностей относительной сторон света.
Карты генеральные - морские навигационные карты масштаба 1:5.000.000 ÷ 1:500.000, как правило, для выполнения предварительной прокладки пути судна
Карты путевые - морские навигационные карты масштаба 1:500.000 ÷ 1:100.000, служащие для обеспечения плавания судна вблизизи побережий и в открытом море.
Карты частные - морские навигационные карты масштаба 1:75.000 ÷ 1:50.000, служащие для обеспечения плавания вблизи берегов, в стесненных навигационных условиях и в узкости.
Компас- морской прибор измеряющий курс судна.
Корма — задняя оконечность судна. Транец — плоский срез на корме
Кильватер — строй судов, следующих друг за другом по одной линии
Кокпит — открытое пространство на верхней палубе для работы экипажа парусного судна
Комингс — водонепроницаемый порог при входе в рубку или каюту.
Компасный курс — курс судна, котрый явялется горизонтальным углом между северной частью компасного меридиана компаса и носовой частью продольной оси судна (по часовой стрелке от 0° до 360°).
Курс судна — угол между направлением на север и диаметральной плоскостью судна (по часовой стрелке от 0° до 360°).
Курсовой угол- горизонтальный угол в плоскости истинного горизонта наблюдателя между диаметральной плоскостью судна (ДП судна) и направлением из точки наблюдения на объект (от 0 до 180 градусов правого и левого борта )
Лавировка — на парусных судах движение к намеченной точке против ветра, путем постоянного изменения курса и галсов.
Лагом швартовка — швартовка борт к борту.
Латеральная система — навигационная система установки навигационных знаков. Используется, как правило, для\ ограждения фарватеров, морские и речных канолов, судового движения на реках.
Левентик — для парусных яхт — положение носом против ветра, когда ветер по отношению к судну дует практически точно спереди. Парусное судно идти против ветра не может, поэтому «левентик» не является курсом, правильно говорить «положение левентик»
Ледовый класс (ледовая категория) - уровень ледовой прочности, при которой судно может выдерживать ледовые нагрузки при плавании во льдах. Суда классов УЛА и УЛ могут самостоятельно плавать в арктических морях в навигационный период.
Лоция — раздел судовождения. Включает условия плавания на внутренних водных путях и в оьткрытом море, в частности систему навигационного оборудования морей, принятые условные обозначения и сокращения на морских картах и правила пользования ими, а также информацию, которая дополняет и расширяет знания судоводителей об условиях и обстоятельствах плавания в конкретных районах. Лоциями также называются навигационные пособия для отдельного района плавания
Магнитное склонение – угол между северной частью истинного и северной частью магнитного меридианов (от 0° до 180°). Величина изменения магнитного склонения за один год указывается на навигационных картах.
Меридиан- большая полуось на поверхности Земли проходящая через точки Севера и Юга.
Меридиан гринвичский - меридиан, проходивший через ось главного телескопа прежней Гринвичской обсерватории в предместье г. Лондон (Великобритания)
Меридиан истинный - меридиан, проходящий через место наблюдателя
Миля морская — длина дуги меридиана планеты Земля в 1 градус. Из-за разности широт в разных местах планеты, имеет разные значения. Международным значением принято расстояние в 1852 метра.
Мореходная астрономия - раздел практической астрономии, предметом которой явялется способы определения места судна по небесным светилам и навигационным искусственным спутникам Земли
Навал — соприкосновение корпуса с причалом или другим судном. Является нацигационной аврией.
Навигация - основной раздел судовождения, включающий теорию и практические методы вождения судов на внутренних водных путях и в открытом море
Навигационные морские планы - морские навигационные карты масштаба 1:25.000 ÷1:1.000, служащие для обеспечения входа в порты, гавани, на рейды; плавания на акватории этих районов и постановки на якорь
Обсервация — определение местоположения судна по внешним ориентирам (небесные светила, маяки и т.д.)
Оверштаг — для парусных судов смена галса с пересечением линии ветра носом.
Осадка судна – углубление корпуса судна в воде носовой, кормовой или средней частью корпуса. Различают объявленную осадку – максимальную осадку судов, при которой они принимаются портом и проходную осадку – максимальную осадку при которой судно может пройти по фарватеру.
Остойчивость — способность судна, выведенного из положения равновесия под действием внешних сил, возвращаться в первоначальное положение.
Пеленг — горизонтальный угол между северной частью меридиана наблюдателя и направлением из точки наблюдения на ориентир или объект. Иизмеряется по часовой стрелке от 0 до 360 градусов.
Путевой угол- угол между направлением на Север и движением судна относительно Земли.
Реверс — изменение направления действия на противоположное.
Рейд — открытая прибрежная часть водного района. Рейд предназначен для стоянки судов на якорях или буях и швартовных бочках.
Риф — скала или груда камней, расположенные близко к водной поверхности
Рифить, взять риф — для парусников — уменьшить площадь парусности, путем применения специальных снастей
Румб — 1/32 полной оружности, а также одно из делений картушки компаса (разделенной на 32 части т.е. 11,25 градуса) и, соответственно, одно из направлений движения судна.
Румпель — рулевой рычаг на баллере, либо на подвесном лодочном моторе
Снос — снос судна с курса под влиянием течения без учета ветра
Система МАМС — система ограждения навигационных опасностей, принятая Международной ассоциацией маячных служб.
Судовая роль — список экипажа и должностей ее членов, время прибытия/убытия на борт.
Судовой ход — внутренние судоходные пути, имеющие обозначение на карте и навигационные знаки.
Траверз — направление на объект, которое перпендикулярно диаметральной плоскости судна. Различают правый и левый траверз, а расстояние до предмета называется траверзным расстоянием
Узел — морская единица скорости, равная 1 морской миле в час. На внутренних судоходных путях скорость судна измеряется в км/ч.
Фарватер — судовой ход, безопасный в навигационном отношении и обозначенный на картах. Характеризуется достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства. Имеет соотвествующие навигационные знаки.
Фордевинд — для парусных судов курс, при котором ветер направлен в корму корабля. Про судно, идущее в фордевинд, говорят, что оно «идёт полным ветром». Угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна в этом случае около 180 градусов
Форштевень — носовая балка судна, переходящая в киль.
Циклон – атмосферный вихрь от сотен до нескольких тысяч километров диаметра с пониженным давлением в центре.
Швартовка — совокупность действий экипажа, связанных с постановкой судна на стоянку.
Нормативные международные документы.
I. Конвенции - ИМО - IMO Conventions
1.1 Международная конвенция по охране человеческой жизни на море - 1974. International Convention for Safety of Life at Sea - 74 (SOLAS-74)
1.2 Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973,
измененная Протоколом 1978 года к ней.International Convention for the Prevention of Pollution from Ships (MARPOL -73/78)
1.3 Международная конвенция о грузовой марке - 1966 г.
International Convention on Load Line,1966 (LL)
1.4 Международная конвенция по обмеру судов - 1969 г.
International Convention on Tonnage Measurement of Ships,1969
(TONNAGE)
1.5 Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения
удов в море - 1972 , с поправками (МППСС-72)
International Regulations for Preventing Collisions at Sea,1972 ( COLREG )
1.6 Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и
несению вахты - 1978 г., с поправками 1975 года
International Convention'on Standards of Training,Certif ications & Watchkeeping for Seafarers,1978/95
(SCTW-78/95 )
1.7 Конвенция о Международной организации морской спутниковой связи
( ИНМАРСАТ )
Convention on the International Maritime Satellite Organization ( INMARSAT )
1.8 Международная конвенция по поиску и спасанию на море - 1979
International Convention on Maritime Search and Rescue,1979
II Кодексы ИМО - IMO Codes .
2.1 Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов
и предотвращению загрязнения моря ( МКУБ )
International Management Code for Safe Operation of Ships and for Pollution Prevention ( ISM Code )
2.2 Международный кодекс перевозки морем опасных продуктов
International Maritime Dangerous Gooda Code ( IMDGC )
2.3 Международный кодекс по безопасной перевозке зерна насыпью
International Grain Code ( IGC Code )
2.4 Кодекс безопасной практики перевозки твердых навалочных грузов
Code of Safe Practice for Solid Bulk Cargoes ( ВС Code )
2.5 Кодекс безопасной практики размещения и крепления груза Code ofSafe Practice for Cargo Stowage and Securing ( CSS Code )
2.6 Кодекс безопасной практики для судов,первозящих лесной груз на палубе
Code of Safe Practice for Ships Carrying Timber Deck Cargoes
2.7 Кодекс по безопасным приемам работы для безопасности моряков торгового
флота - Code of Safe Working Practice for Safety of. Merchant Seaman
2.8 Международный кодекс по спасательным средствам -
The International Life-Savina Appliance Code (LSA)
III. Другие нормативные документы
3.1 Международный свод.сигналов - International Code of Signals
3.2 Руководство по портам - Guide to Port Entry
3.3 Рекомендованные пути - Ship's Routing
3.4 Общие принципы судовых сообщений - General Principles; for Ship
Reporting "Systems - Резолюция ИНО А.648 (16)C,Сборник ИМО N.I
3.5 Руководство по техническому обслуживанию спасательных средств на
судне - Instructions for On-Board Maintenance (SOLAS-74,111/52)
3.6 Международное руководство по медицинскому обслуживанию на судах
International Medical Guide fo Ships (iss.WHO-World Heals Org'n)
3.7 Перечень основных лекарственных средств
List of essential drags ( изд. ВОЗ)
3.8 Рекомендация No.105 MOT о содержании судовых аптечек
Ships Medicine Chests Recommendation (No.105 ILO)
3.9 Руководство по судовой санитарии
Guide to Ship Sanitation (iss.WHO)
3.10 Международное рукводство по оздоровлению
International Health Regulation (iss.WHO)
3.11 Распространение и злоупотребление наркотиками
Drug Trafficking and Drug Abuse (iss.ICS )
3.12 Руководство по оказанию первой медицинской помощи при несчастных
случаях,связанных с опасными веществами - Medical First Aid Guide
for Use in Accidents Involving Dangerous Goods (iss.IMO)
3.13 Морской стандартный разговорник
Standard Marine Navigational Vocabulary
3.14 Руководство для тоговых судов по поиску и спасанию
Merchant Ship Search and Rescue Manual (MERSAR)
3.15 Руководство по поиску и спасанию на море
IMO Search and Rescue Manual (IMOSAR)
3.16 Руководство по ГМССБ - GMDSS Handbook
3.17 Руководство клубов P&I - P&I Handbook
3.18 Схема противопожарной защиты - Fire Plan
3.19 Судовой план черезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью
Emergency Contingency Plan (ECP)
- 20 Судовое расписание по тревогам - Muster List
3. .21 Обязанности по тревогам личного состава(каютные карточки)
IV. Конвенции МОТ (ILO)
4.1 Международная конвенция N.147 о минимальных нормах в торговом флоте
1976 г. Convention 147 Minimum Standards on Merchant Ships
Протокол 1996 года к конвенции
4.2 Международная конвенция N 152 о технике безопасности и гигиене
труда (портовые работы) 1979 года
4.3 Международная конвенция 1996 года об инспекции условий труда и
быта моряков
4.4 Международная конвенция N 180 о продолжительности рабочего време:
моряков и укомплектованности судов экипажами 1996 года
4. 5 Международная конвенция N 92 о помещениях для экипажа на борту
судов 1949 года 4.06 Международная конвенция N 133 о помещениях для
экипажа на бортусудов (дополнительные положения) 1970 год
Сокращения
МК СОЛАС - 74 – Международная конвенция СОЛАС–74;
МАМС – Международная ассоциация маячных служб;
МСС-65 – Международный свод сигналов;
МППСС-72 – Международные правила предупреждения столкновений судов в море;
МК МАРПОЛ 73/78 – Международная конвенция по предотвращению загрязнения с
судов;
НБЖС - Наставление по борьбе за живучесть судов
Область применения профессионального стандарта
Областью применения профессионального стандарта являются парусно-моторные суда до 100 тонн водоизмещения, прогулочные яхты не занимающиеся
коммерческими перевозками, используемые для морского судоходства и плавания на внутренних водных путях.
Профессиональный стандарт судоводителя может применяться:
1) При вступлении в договорные отношения с судовладельцем или чартерной компанией по профессии «судоводитель».
2) При проведении аттестации судоводителей.
3) При проведении профессиональной подготовки судоводителей.
Цели применения профессионального стандарта
Профессиональный стандарт судоводителя применяется в целях:
1) обеспечения безопаности судовождения в открытом море, прибрежной зоне и на внутренних водных путях;
2) установление и поддержание единых требований к профессиональной подготовке судоводителей;
3) проведение сертификации и оценки квалификации судоводителей;
4) формирование образовательного стандарта;
5) формирование программ дополнительного образования, в том числе программ повышения квалификации судоводителей;
6) разработка учебно-методических материалов к образовательным программам судоводителей;
- I. Общие сведения
Руководство деятельностью экиапажа по обеспечению безопасности судовождения в морской и прибрежной зонах и на внутренних водных путях.
(наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Эксплуатация судна в соответствие с требованиями международных и национальных нормативно-правых документов по обеспечению безопасности и охраны
человеческой жизни на море и внутренних водных путях.
- II. Описание функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вклада профессиональной деятельности).
Обобщенные функции |
Функции |
||||
код |
Наименование |
Уровень квалификации |
Уровень квалификации |
код |
Уровень (подуро-вень) квалификации |
А |
Планировать и осуществлять переход судна в точку назначения, производить определение местоположения различными способами |
6
|
Умение управлять судном при подходе (отходе) к причалу мли постановке на якорь (буй), читать навигационные и синоптические карты, подбирать лоции и руководства для плавания, осуществлять их корректуру |
А.01 |
6 |
Разработка предварительной наавигационной прокладки с учетом возможных сложных гидрометеорологических условий, во льдах, в ограниченную видимость, в стесненных водах и т.д. |
А.02 |
6 |
|||
Ведение счисления с учетом дрейфа и течения |
А.03 |
6 |
|||
Определение местоположения в различных условиях различными етодами |
А.04 |
6 |
|||
Производстов оценки точности обсервации и счисления |
А.05 |
6 |
|||
В |
Обесепечивать безопасность судовождения в различных гидро-метеорологических и навигационных условиях |
5-6 |
Организовать несение ходовой вахты в соответствии с международными и национальными правилами и руководствами |
В.01 |
6 |
Производить оценку навигационной информации, получаемой из всех источников, включая радиолокатор, САРП и ЭКНИС. |
В.02 |
6 |
|||
Осуществлять маневрирование и управление судном в различных гидрометеорологических и навигационных условиях. |
В.03 |
6 |
|||
Осуществлять наблюдение и контроль за выполнением норм международного морского права. |
В.04 |
5 |
|||
Организовывать работу команды в сложных и критических ситуациях (при стихийных бедствиях), при чрезвычайных аварийных ситуациях (катастрофах). |
В.05 |
6 |
III. Характеристика обобщенных функций
3.1. Обобщенная функция: |
|||||||
Наименование |
Планировать и осуществлять переход судна в точку назначения, производить определение местоположения различными способами |
Код |
A |
Уровень квалификации |
6 |
||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||||
Код оригинала |
Рег. номер проф. стандарта |
|
|||||
Возможные наименования должностей |
Капитан парусно-моторного судна (yachtcaptain), судоводитель парусно-моторного судна (yachtskipper), судоводитель маломерного судна (yachtmaster) водоизмещением до 100 тонн. |
||
Требования к образованию и обучению |
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Судовождение" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. |
||
Требования к опыту практического плавания |
Наплаванность не менее 10 000 морских миль. |
||
Особые условия допуска к плаванию |
Наличие квалификационных документов (диплом, свидетельства, запись в трудовой книжке, подтверждающая специализацию); Положительное медицинское заключение после прохождения предварительного (при приеме на работу) и периодических обследований (не реже одного раза в год); Справка об отсутствии судимости. |
||
Дополнительные характеристики |
|||
Наменование документа |
код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности. |
|
ОКЗ |
3142 |
Капитаны и шкиперы. |
|
- |
Судоводитель. |
||
2405001 2406001
2407001
052216
|
Морское судовождение. Судовождение и эксплуатация технического флота. Судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании. Судовождение. |
||
*(2) Общероссийский классификатор занятий.
*(3) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(4) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
*(5) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
*(6) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
*(7) Общероссийский классификатор начального профессионального образования.
*(8) Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации.
3.1.1.Трудовая функция
Наименование |
Умение читать навигационные и синоптические карты, подбирать лоции и руководства для плавания, осуществлять их корректуру |
код |
А |
Уровень квалификации |
6 |
|
|||||
Происхождение трудовой функции |
оригинал |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Осуществляет проработку навигационных и гидрометеорологиеских условий по маршруту предстоящего плавания |
||||
производит корректуру карт, лоций и других навигационных пособий, необходимых для плавания. |
|||||
Необходимые умения |
Осуществлять постановку и съемку судна с якоря и швартовных бочек, проведения грузовых операций, пересадки людей, буксировки судов и плавучих объектов. |
||||
Читать навигационные карты и другие навигационные пособия на английском языке. |
|||||
Необходимые знания |
Русская и английская терминология при описании навигационных объектов. |
||||
Общая характеристика условий плавания в морских районах.Навигационные опасности.Характеристики стационарных средств навигационного оборудования (СНО) морей. |
|||||
Плавучие СНО, кардинальная и латеральная системы ограждения. Система МАМС. Принципы расстановки навигационных знаков. Створные знаки: линейные, щелевые, прицельные. Лазерные створы. |
|||||
Характеристики огней, обозначения на отечественных и иностранных морских картах. |
|||||
Учет приливов в судовождении. |
|||||
Каталог карт и книг. Лоция, порядок ее использования. Другие справочные пособия. Справочные карты. Электронные навигационные карты. |
|||||
Подготовка к плаванию в малоизученных и незнакомых районах. |
|||||
Другие характеристики |
Соблюдение требований профессиональной этики. |
3.1.2 Трудовая функция
Наименование |
Разработка предварительной наавигационной прокладки с учетом возможных сложных гидрометеорологических условий, во льдах, в ограниченную видимость, в стесненных водах и т.д. |
код |
А |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
оригинал |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профстандарта |
|
Трудовые действия |
Прокладывает линии пути судна на безопасных расстояниях от навигационных опасностей: отмечаетя точки поворотов, а если позволяет масштаб, точки начала и конца поворотов, проводятся и надписываются контрольные пеленги на выбранные ориентиры и/или дистанции до них; отмечаются траверзы и контрольные траверзные расстояния; при частых изменениях курса измеряется длина каждого участка маршрута и указывается в начале участка, рассчитывается продолжительность плавания по каждому участку при назначенной скорости судна и указывается там же. |
||||
Выполнияет расчет минимального запаса глубины под килем по маршрту судна . |
|||||
Необходимые умения |
Планирование перехода в кратчайший срок наиболее безопасным путем с соблюдением существующих правил плавания и норм международного морского права. |
||||
Умеет предотвратить посадку на мель и касания грунта, столкновение, не допускает нарушения правил плавания и обеспечивает экономичность рейса. |
|||||
Необходимые знания |
Положений международно-правовых документов, международных конвенций, соглашений, правил, законодательных актов государств по маршруту перехода, требований международных (МППСС-72) и местных правил плавания, действующих постановлений и рекомендаций. Необходимо знание и других документов по режиму плавания, циркулярные письма и радиограммы компании, руководящие документы, описание маршрутов, наставления и рекомендации. |
||||
Особенности судовождения в сложных условиях, пункты укрытия и якорные стоянки по маршруту перехода. |
|||||
Правила оформления предварительной прокладки на генеральных и путевых картах, морских навигационных планах. |
|||||
Другие характеристики |
Соблюдение требований профессиональной этики. |
3.1.3 Трудовая функция
Наименование |
Ведение счисления с учетом дрейфа и течения |
код |
А |
Уровень квалификации |
6 |
|
|||||
Происхождение трудовой функции |
оригинал |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Выполняет навигационную прокладку на карте в простых условиях и в сложных навигационных условиях. |
||||
Определять факторы, влияющие на величину угла дрейфа судна и способы его определения. Производит совместный учет дрейфа и течения. |
|||||
Необходимые умения |
Вести навигационную прокладку при совместном учете дрейфа и течения. |
||||
|
|||||
Необходимые знания |
Сущность графического счисления, элементы счисления и их характеристика. Навигационная прокладка, принципы и правила ее ведения. Предварительная и исполнительная прокладки. |
||||
Использование штурманских прокладочных инструментов. Требования к счислению. Решение прямой и обратной задачи при ведении счисления. Циркуляция судна и ее учет. |
|||||
Графическое счисление при наличии дрейфа судна. Угол дрейфа судна, приписываемые ему знаки и способы его определения. Схемы и порядок решения частных задач и расчетов при ведении навигационной прокладки с учетом дрейфа. |
|||||
Другие характеристики |
Соблюдение требований профессиональной этики. |
3.1.4.Трудовая функция
Наименование |
Определение местоположения в различных условиях различными методами |
код |
А |
Уровень квалификации |
6 |
|
|||||
Происхождение трудовой функции |
оригинал |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|
Трудовые действия |
Определяет место судна по небесным светилам. |
||||
Определяет место судна по береговым ориентирам. |
|||||
Определяет место судна по спутниковым и радиолокационным системам. |
|||||
Определяет место судна комбинированным способом. |
|||||
Необходимые умения |
Определять место судна различными способами. |
||||
Производить опознавание ориентиры и определять порядок измерения навигационных параметров. |
|||||
Необходимые знания |
Основные методы определения местоположения судна |
||||
Названия основных созвездий северного полушария. Последовательность действий со звездным глобусом по определению названия наблюдаемого светила. Комплекс мероприятий по подготовке секстана к измерениям, выверки секстана, определение его поправки индекса, определение поправки хронометра. |
|||||
Приборы спутниковой навигации и данные получаемые с их помощью. |
|||||
Другие характеристики |
Соблюдение требований профессиональной этики. |
3.1.5.Трудовая функция
Наименование |
Производство оценки точности обсервации и счисления |
код |
А |
Уровень квалификации |
6 |
|
|
||||||
Происхождение трудовой функции |
оригинал |
Заимствовано из оригинала |
|
|
||
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
||
Трудовые действия |
Производит расчет среднеквадратической ошибки и оценивает точность определения места судна. |
|||||
Производит определение погрешностей счисления и определяет необходимость производства обсервации. |
||||||
Необходимые умения |
Определять погрешности счисления и обсерваций. |
|||||
Необходимые знания |
Понятие средней квадратичной погрешности и методы ее определения. |
|||||
Сравнительную оценку точности определения места при использовании различных методов определения места. |
||||||
Требования к точности определения места судна при плавании в море и по системам разделения движения. |
||||||
Другие характеристики |
Соблюдение требований профессиональной этики. |
|||||
3.2 Обобщенная трудовая функция: |
|||||||
Наименование |
Обесепечивать безопасность судовождения в различных гидро-метеорологических и навигационных условиях |
Код |
В |
Уровень квалификации |
6 |
||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||||
Код оригинала |
Рег. номер проф. стандарта |
|
|||||
Возможные наименования должностей |
Судоводитель парусно-моторного судна (yachtmaster), судоводитель маломерного судна (skipper) водоизмещением до 60 тонн и парусности до 150 кв метров. |
||
Требования к образованию и обучению |
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Судовождение" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации |
||
Требования к опыту практического плавания |
Наплаванность не менее 5 000 морских миль |
||
Особые условия допуска к плаванию |
Наличие квалификационных документов (диплом, свидетельства, запись в трудовой книжке, подтверждающая специализацию); Положительное медицинское заключение после прохождения предварительного (при приеме на работу) и периодических обследований (не реже одного раза в год); Справка об отсутствии судимости. |
||
Дополнительные характеристики |
|||
Наменование документа |
код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
|
ОКЗ |
3142 |
Капитаны и шкиперы |
|
- |
Судоводитель |
||
2405001 2406001
2407001
052216
|
Морское судовождение Судовождение и эксплуатация технического флота Судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании Судовождение |
||
3.2.1 Трудовая функция
Наименование |
Организовать несение ходовой вахты в соответствии с международными и национальными правилами и руководствами |
код |
В |
Уровень квалификации |
6 |
|
|||||
Происхождение трудовой функции |
оригинал |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Ведет надлежащее наблюдение за окружающей обстановкой в соответствии с правилом 5 Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 г. |
||||
Контролирует расположение и работу всего судового навигационного оборудования и средств обеспечения безопасности, принимая во внимание их эксплуатационные возможности. |
|||||
Проводит регулярные проверки, чтобы обеспечить удержание судна на заданном курсе лицом, стоящим на руле, или авторулевым. |
|||||
Необходимые умения |
Обеспечивать надлежащую организацию несения безопасной ходовой навигационной вахты. |
||||
Уметь максимально эффективно использовать все имеющееся в его распоряжении навигационное оборудование. |
|||||
Необходимые знания |
Местоположения судна, его курса, скорости и осадки. |
||||
Преобладающих и предвычисленных приливов, течений, погоды, видимости и влияния этих факторов на курс и скорость. |
|||||
Правил использования главных двигателей для осуществления маневра. |
|||||
Наличие и перемещение судов, находящихся на виду, или судов, появления которых можно ожидать. |
|||||
Условия и опасности, которые могут встретиться в течение вахты. |
|||||
Возможное влияние крена, дифферента, плотности воды и увеличения осадки от скорости судна на запас воды под килем. |
|||||
Другие характеристики |
Соблюдение требований профессиональной этики. |
3.2.2 Трудовая функция
Наименование |
Производить оценку навигационной информации, получаемой из всех источников, включая радиолокатор. |
код |
В |
Уровень квалификации |
6 |
|
|||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Корректирует место судна по ориентирам, используя РЛС. |
||||
Выбирает электронную карту вручную и корректно пользуется масштабом. |
|||||
Корректирует место судна вручную по информации, полученной от РЛС (по пеленгам и дистанциям). |
|||||
Необходимые умения |
Использовать базу данных GPS- плотера для получения навигационной, гидрометеорологической и другой информации. |
||||
Рассчитывать высоты приливов и интервала времени при проходе узкостей, учитывая осадку, глубину на карте и запас под килем. |
|||||
выполнять вручную коррекцию курса и скорости. |
|||||
Необходимые знания |
Основные виды и особенности электронных карт (растровые ЭК, векторные ЭК). Системы отображения электронных карт, их функциональные возможности и ограничения. |
||||
Получение навигационной информации по маршруту (приливы, течение, опасности и т.п.). Учет течения. Особенности плавания по маршруту с подключенным авторулевым. |
|||||
Другие характеристики |
Соблюдение требований профессиональной этики. |
3.2.3.Трудовая функция
Наименование |
Осуществлять маневрирование и управление судном в различных гидрометеорологи-ческих и навигационных условиях |
код |
В |
Уровень квалификации |
6 |
|
|
||||||
Происхождение трудовой функции |
оригинал |
Заимствовано из оригинала
|
|
|
||
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||
Трудовые действия |
Опознает место судна при подходе к берегу; используеть сетки изолиний при плавании в стесненных водах; ведет прокладку при плавании во льдах. |
|||||
Обеспечивает навигационную безопасность подхода судна к берегу в незнакомых водах и в сложных гидрометеорологических и навигационных условиях. |
||||||
Необходимые умения |
Ориентироваться в условиях ограниченной видимости, в стесненных водах и во льдах; соблюдать правила плавания в районах разделения движения. |
|||||
Организовать плавание судна в условиях ограниченной видимости. |
||||||
Необходимые знания |
Особенности обеспечения безопасности судна при подходе к незнакомому берегу. Использование одной изолинии для ориентирования и другие способы опознания места судна. |
|||||
Плавание в стесненных водах. Содержание понятий: стесненные воды, узкости, шхеры. Методы оборудования и способы использования в этих районах плавучих средств навигационного ограждения, сеток изолиний, секторных огней, створных знаков, береговых и судовых РЛС, систем управления движением судов. Понятие о лоцманской проводке. |
||||||
Методы разделения движения в прибрежных районах в зависимости от их географических особенностей. Режим плавания в районах разделения движения в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновений судов ( МППСС-72 ). |
||||||
Плавание в условиях ограниченной видимости. Основные приемы использования звуковых сигналов береговых СНО, характерных глубин (изобат). РЛС и других радиотехнических средств для ориентации, опознавания и определения места судна. |
||||||
|
||||||
Особенности организации навигационного обеспечения при плавании в узкостях на акватории порта, при плавании в ограниченную видимость. |
||||||
Другие характеристики |
Соблюдение требований профессиональной этики |
|||||
3.2.4 Трудовая функция
Наименование |
Осуществлять наблюдение и контроль за выполнением норм международного морского права |
код |
В |
Уровень квалификации |
5 |
|
|||||
Происхождение трудовой функции |
оригинал |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|
Трудовые действия |
Применяет нормы права в ситуациях сложных взаимодействий с портовыми властями иностранных государств, навигационных аварий и других происшествий. |
||||
Необходимые умения |
Квалифицированно толковать нормативно-правовые акты в их взаимодействии. |
||||
Аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений. |
|||||
Необходимые знания |
Определения и признаки понятия «судно». Особенности классификации судов. Их размеры и вместимость. Проблемы регистрации судов. Флаг и национальность судна. Проблемы перевода судов под иностранный флаг. Судовые документы, выдаваемые на основе международных конвенций. Сроки действия судовых документов. |
||||
Комплектование судового экипажа. Международные конвенции по подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978/95 гг. Гражданство членов экипажа. Имущество членов экипажа. |
|||||
Понятие и признаки общей аварии. Частная авария. Йорк-Антверпенские правила. Публично-правовые стандарты чрезвычайных действий при ликвидации или уменьшении общей или частной опасности. Виды общей и частной аварии. Предотвращение ущерба окружающей среде. Проблемы определения размера специальной компенсации. |
|||||
|
Правовое регулирование последствий столкновения судов. Международные правила предупреждения столкновения судов 1972 г. Международная Брюссельская конвенция для унификации некоторых правил относительно столкновения судов 1910 г. Столкновение и навал судов. Освобождение от ответственности при столкновении судов. Презумпция невиновности в столкновении. Порядок расследования столкновения судов. Органы расследования. |
||||
Другие характеристики |
Соблюдение требований профессиональной этики |
3.2.5.Трудовая функция
Наименование |
Организовывать работу команды в сложных и критических ситуациях (при стихийных бедствиях), при чрезвычайных аварийных ситуациях (катастрофах) |
код |
В |
Уровень квалификации |
6 |
|
|
||||||
Происхождение трудовой функции
|
оригинал |
Заимствовано из оригинала |
|
|
||
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
||
Трудовые действия |
Объявить общесудовую (аварийную) тревогу и принять меры для предотвращения аварии. |
|||||
Собрать и надлежаще оформить письменные и иные доказательства, характеризующие все стороны чрезвычайно ситуации (выписки из судового и других журналов, свидетельские показания, записи приборов, морские карты, планы, радиограммы, переговоры с другими судами, судовладельцем, властями прибрежного государства и пр.). |
||||||
Необходимые умения |
Уметь организовать подготовку экипажа к борьбе за живучесть судна при получении им аварийных повреждений, а также к оказанию помощи и спасению людей, терпящих бедствие в море. |
|||||
при столкновении в море с другим судном уметь оказать помощь его экипажу и пассажирам, сообщить капитану пострадавшего судна название своего судна и др. данные. |
||||||
|
В случае падения человека за борт или обнаружения людей, терпящих бедствие в море, принять немедленные меры к их спасению и, если это не угрожает серьезной опасностью судну и находящимся на нем людям, прекратить поиск только после того, как исчерпаны все возможные меры к их спасению. |
|||||
Необходимые знания |
Классификация аварийных происшествий. Порядок расследования аварийного морского происшествия. Меры по предовтращению морских аварий и катастроф. |
|||||
Другие характеристики |
Соблюдение требований профессиональной этики. |
|||||
3.3 Обобщенная трудовая функция: |
|||||||
Наименование |
Обеспечивать безопасность судовождения в различных гидро-метеорологических и навигационных условиях |
Код |
В |
Уровень квалификации |
5 |
||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||||
Код оригинала |
Рег. номер проф. стандарта |
|
|||||
Возможные наименования должностей |
Судоводитель парусно-моторного судна, судоводитель маломерного судна (skipper) водоизмещением до 40 тонн и парусности до 80 кв метров. |
||
Требования к образованию и обучению |
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Судовождение" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. |
||
Требования к опыту практического плавания |
Наплаванность не менее 1 000 морских миль. |
||
Особые условия допуска к плаванию |
Наличие квалификационных документов (диплом, свидетельства, запись в трудовой книжке, подтверждающая специализацию); Положительное медицинское заключение (не реже одного раза в год); Справка об отсутствии судимости. |
||
Дополнительные характеристики |
|||
Наименование документа |
код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности. |
|
ОКЗ |
3142 |
Капитаны и шкиперы |
|
- |
Судоводитель |
||
2405001 2406001
2407001
052216
|
Морское судовождение Судовождение и эксплуатация технического флота Судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании Судовождение |
||
3.3.1 Трудовая функция
Наименование |
Организовать несение ходовой вахты в соответствии с международными и национальными правилами и руководствами |
код |
В |
Уровень квалификации |
5 |
|
|||||
Происхождение трудовой функции |
оригинал |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Ведет надлежащее наблюдение за окружающей обстановкой в соответствии с правилом- 5 Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 г. |
||||
Контролирует расположение и работу всего судового навигационного оборудования и средств обеспечения безопасности, принимая во внимание их эксплуатационные возможности. |
|||||
Проводит регулярные проверки, чтобы обеспечить удержание судна на заданном курсе лицом, стоящим на руле, или авторулевым. |
|||||
Необходимые умения |
Обеспечивать надлежащую организацию несения безопасной ходовой навигационной вахты. |
||||
Уметь максимально эффективно использовать все имеющееся в его распоряжении навигационное оборудование. |
|||||
Необходимые знания |
Местоположения судна, его курса, скорости и осадки. |
||||
Преобладающих и предвычисленных приливов, течений, погоды, видимости и влияния этих факторов на курс и скорость. |
|||||
Правил использования главных двигателей для осуществления маневра. |
|||||
Наличие и перемещение судов, находящихся на виду, или судов, появления которых можно ожидать. |
|||||
Условия и опасности, которые могут встретиться в течение вахты. |
|||||
Возможное влияние крена, дифферента, плотности воды и увеличения осадки от скорости судна на запас воды под килем. |
|||||
Другие характеристики |
Соблюдение требований профессиональной этики. |
3.3.2 Трудовая функция
Наименование |
Производить оценку навигационной информации, получаемой из всех источников, включая радиолокатор, GPS. |
код |
В |
Уровень квалификации |
5 |
Происхождение трудовой функции |
оригинал |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Корректирует место судна по визуальным ориентирам. |
||||
Выбирает электронную карту вручную и корректно пользуется масштабом. |
|||||
Корректирует место судна вручную по информации, полученной от РЛС (по пеленгам и дистанциям). |
|||||
Необходимые умения |
Использовать базу данных GPS-плотера для получения навигационной, гидрометеорологической и другой информации. |
||||
Рассчитывать высоты приливов и интервала времени при проходе узкостей, учитывая осадку, глубину на карте и запас под килем. |
|||||
Выполнять вручную коррекцию курса и скорости. |
|||||
Необходимые знания |
Основные виды и особенности электронных карт (растровые ЭК, векторные ЭК). Системы отображения электронных карт, GPS-плотер их функциональные возможности и ограничения. |
||||
Ограничения, связанные с использованием средств и методов электронной картографии и сопрягаемых с ними датчиков навигационной информации. |
|||||
Получение навигационной информации по маршруту (приливы, течение, опасности и т.п.). Учет течения. Особенности плавания по маршруту с подключенным авторулевым. |
|||||
Другие характеристики |
Соблюдение требований профессиональной этики. |
3.3.3 Трудовая функция
Наименование |
Осуществлять маневрирование и управление судном в различных гидрометеорологи-ческих и навигационных условиях. |
код |
В |
Уровень квалификации |
5 |
|
|
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
||
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
||
Трудовые действия |
Опознает место судна при подходе к берегу; использует сетки изолиний при плавании в стесненных водах. |
|
|||||
Обеспечивает навигационную безопасность подхода судна к берегу в незнакомых водах и в сложных гидрометеорологических и навигационных условиях. |
|||||||
Необходимые умения |
Ориентироваться в условиях ограниченной видимости, в стесненных водах и соблюдать правила плавания в районах разделения движения. |
|
|||||
Организовать плавание судна в условиях ограниченной видимости. |
|
||||||
Необходимые знания |
Особенности обеспечения безопасности судна при подходе к незнакомому берегу. Использование одной изолинии для ориентирования и другие способы опознания места судна. |
||||||
Плавание в стесненных водах. Содержание понятий: стесненные воды, узкости, шхеры. Методы оборудования и способы использования в этих районах плавучих средств навигационного ограждения, секторных огней, створных знаков, и судовых РЛС. |
|||||||
Методы разделения движения в прибрежных районах в зависимости от их географических особенностей. Режим плавания в районах разделения движения в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновений судов ( МППСС-72 ). |
|||||||
Плавание в условиях ограниченной видимости. Основные приемы использования звуковых сигналов береговых СНО, РЛС и других средств для ориентации, опознавания и определения места судна. |
|||||||
|
|||||||
Особенности организации навигационного обеспечения при плавании в узкостях на акватории порта, при плавании в ограниченную видимость. |
|||||||
Другие характеристики |
Соблюдение требований профессиональной этики. |
||||||
|
3.3.4 Трудовая функция
Наименование |
Осуществлять наблюдение и контроль за выполнением норм международного морского права |
код |
В |
Уровень квалификации |
5 |
Происхождение трудовой функции |
оригинал |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Применяет нормы права в ситуациях сложных взаимодействий с портовыми властями иностранных государств, навигационных аварий и других происшествий. |
||||
Необходимые умения |
Квалифицированно толковать нормативно-правовые акты в их взаимодействии. |
||||
Аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений. |
|||||
Необходимые знания |
Определения и признаки понятия «судно». Особенности классификации судов. Их размеры и вместимость. Проблемы регистрации судов. Флаг и национальность судна. Судовые документы, выдаваемые на основе международных конвенций. Сроки действия судовых документов. |
||||
Комплектование судового экипажа. Международные конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978/95 гг. Гражданство членов экипажа. Имущество членов экипажа. |
|||||
Понятие и признаки общей аварии. Частная авария. Йорк-Антверпенские правила. Предотвращение ущерба окружающей среде. |
|||||
|
Правовое регулирование последствий столкновения судов. Международные правила предупреждения столкновения судов 1972 г. Международная Брюссельская конвенция для унификации некоторых правил относительно столкновения судов 1910 г. Столкновение и навал судов. Освобождение от ответственности при столкновении судов. Презумпция невиновности в столкновении. Порядок расследования столкновения судов. Органы расследования. |
||||
Другие характеристики |
Соблюдение требований профессиональной этики. |
3.3.5.Трудовая функция
Наименование |
Организовывать работу команды в сложных и критических ситуациях (при стихийных бедствиях), при чрезвычайных аварийных ситуациях (катастрофах) |
код |
В |
Уровень квалификации |
5 |
|
Происхождение трудовой функции
|
оригинал |
Заимствовано из оригинала |
|
|
||
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
||
Трудовые действия |
Объявить общесудовую (аварийную) тревогу и принять меры для предотвращения аварии. |
|||||
Собрать и надлежаще оформить письменные и иные доказательства, характеризующие все стороны чрезвычайно ситуации (выписки из судового и других журналов, свидетельские показания, записи приборов, морские карты, планы, переговоры с другими судами, судовладельцем, властями прибрежного государства и пр.). |
||||||
Необходимые умения |
Уметь организовать подготовку экипажа к борьбе за живучесть судна при получении им аварийных повреждений, а также к оказанию помощи и спасению людей, терпящих бедствие в море. |
|||||
При столкновении в море с другим судном уметь оказать помощь его экипажу и пассажирам, сообщить капитану пострадавшего судна название своего судна и др. данные. |
||||||
|
В случае падения человека за борт или обнаружения людей, терпящих бедствие в море, принять немедленные меры к их спасению и, если это не угрожает серьезной опасностью судну и находящимся на нем людям, прекратить поиск только после того, как исчерпаны все возможные меры к их спасению. |
|||||
Необходимые знания |
Классификация аварийных происшествий. Порядок расследования аварийного морского происшествия. Меры по предотвращению морских аварий и катастроф. |
|||||
Другие характеристики |
Соблюдение требований профессиональной этики. |
|||||
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1 .Ответственная организация – разработчик
ВВМУ им Петра Великого (Санкт Петербург) (наименование организации) |
||
Чл. кор РАН, Доктор наук, профессор кафедры кораблевождения Груздев Николай Михайлович
(должность и ф.и.о. руководителя) |
|
|
|
||
МА им Макарова ( Санкт- Петербург) (наименование организации) |
||
Начальник кафедры технических средств судовождения, Доктор наук, профессор Развозов Сергей Михайлович (должность и ф.и.о. руководителя) |
|
|
|
||
И.О. начальника Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах |
||
Капитан 1 ранга запаса, Яхтенный капитан Ежов Сергей Николаевич |
||
|
||
Доктор тех.наук, профессор, Капитан 1 ранга запаса, Яхтенный капитан Лукьянович Николай Васильевич
|
||
Председатель комиссии по приему экзаменов в ГИМС г Санкт- Петербурга, экс начальник ГИМС С. Петербурга |
||
Капитан 1 ранга запаса, Яхтенный капитан Пашинский Константин Федорович
|
||
ООО «Международная ассоциация яхтенных капитанов» (наименование организации). Председатель |
||
Кандидат технических наук, доцент кафедры кораблевождения Яхтенный капитан Шкурин Николай Михайлович (должность и ф.и.о. руководителя) |
|
|
|
||
Ген. Директор яхтенной школы дополнительного образования «МАЯК» |
||
Капитан-лейтенан запаса, Яхтенный капитан Козлов Федор Иванович |
||
|
Стандарты разосланы 25 04 2015 г. ответственным исполнителям согласно распоряжения
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 31 МАРТА 2014г № 487-р Москва (п\п Д.Медведев):
1) В ЦЮРИХ в комиссию ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА
2) В Министерство труда
3) Агенство стратегических инициатив по продвижению новых проектов
4) Международная ассоциация яхтенных капитанов
2 Советы для более приятного и безопасного проведения времени на море.

- спасательные жилеты: персональное размещение, проверка состояния, ламп, где и как одевать и надувать;
- страховочные пояса: как, когда и где пристегиваться;
- сигнальные огни (флаеры): какие, когда и как использовать;
- спасательный плот: где находится, как использовать, порядок посадки;
- аварийный запас: где находится, и прочее, например, вода и продовольствие;
- действие по команде "Аврал!": одеть спасательные жилеты, собраться у тарпа и кокпите, приготовиться выполнять команды капитана;
- потенциально опасные места на яхте: гик, лебедки, утки, тросы и т.п.;
- процедура постановки на якорь: расписание мест, объяснение действий и команд;
- как запустить двигатель;
- правила использования VHF в экстренных ситуациях;
- трюмная помпа: расположение, правила использования;
- аварийный инструмент: где находится;
- средства пожаротушения: расположение, правила использования;
- аптечка первой помощи: где находится, состав (наличие таблеток от укачивания);
- правила наблюдения за водной обстановкой: основные команды и условные сигналы;
- план перехода;
- расписание смен;
- выяснить кто не умеет плавать или имеет физические ограничения.
- перепрыгивать с борта яхты на берег или соседний борт;
- при навале яхты на другую или при швартовке опускать за борт руки или ноги ;
- не следить за свободно перемещающимся гиком.
Соблюдение этих простых правил позволит избежать неприятностей и не позволит испортить отдых.